Карта сайта АСТРОМАГИЯ


Интервью Главы Великой Ложи России
Freemasonry.ru Глава Великой Ложи России рассказывает о современном масонстве

Сегодня Великий Мастер Великой Ложи России рассказывает в интервью "НГ" о возрождении и зодческих работах российского "регулярного" масонства. После долгого перерыва масонские ложи вновь становятся центрами духовной жизни России.

Георгий Борисович, позвольте вначале определиться с некоторыми понятиями. Масонство - это род конфессии, орден, международная организация, движение?

- С точки зрения социологии, масонство, вероятно, предстает как добровольно сложившееся сообщество людей, близких по духовным устремлениям. У нас имеются свои организационные единицы и подобия иерархий, но не это главное. Мы близки друг другу, прежде всего, искренней приверженностью общим взглядам на мир и духу человеческого единства. Это позволяет нам считать себя братьями, и с этой точки зрения мы - братство. Элементы "таинственности" в жизни масонства я, кстати, не стану отрицать. Но это не "тайна" организации (да и какие могут быть "тайны" общественных объединений и собраний в наши дни?), а прежде всего таинство предпринимаемых нами - каждым в отдельности и совместно - духовных и интеллектуальных усилий. Цель этих усилий - самосовершенствование и через него, как мы верим, улучшение окружающего мира.

Что касается самих таинств, то, поверьте, простое описание их скорее всего не покажется ни интересным, ни достаточно понятным. Для обретения масонского мировидения необходим немалый труд - "зодческая работа". Простых и легко запоминающихся истин, а тем более рецептов у нас, увы, нет.

Сколь велико ваше братство в России и каковы его организационные контуры?

- Я представляю "регулярное" масонство, для членов которого безусловна вера в Бога и в бессмертие души. В своей деятельности мы строго придерживаемся старинных традиций и норм. Так, вступление в "регулярные" ложи открыто только для мужчин. Кроме того, на наших собраниях запрещено обсуждать политические и религиозные вопросы.

Так вот, в России "регулярных" масонов насчитывается несколько сотен. Мы объединены в двенадцать лож - "Гармония", "Лотос", "Астрея", "Гамаюн" и другие. Разумеется, мы представлены в Москве, в Петербурге, а также в нескольких региональных центрах.

Первая "регулярная" ложа в постсоветское время возникла у нас в 1992 году. После того как количество лож достигло четырех, мы учредили в июне 1995 года Великую Ложу России, главой которой - Великим Мастером - я и являюсь. Великая Ложа утверждает Конституцию и Генеральный регламент, которые обязательны для всех "регулярных" лож. Она же заботится о создании новых лож, об издательской деятельности, о текущих административных делах. Юрисдикция Великой Ложи распространяется на территорию всей России. Зарубежные братья не могут предпринимать какие-то шаги в России помимо нас. Великие Ложи уважают юрисдикцию друг друга, что исключает недоразумения.

Число "нерегулярных" масонов и лож в России существенно меньше. С ними мы стремимся поддерживать неформальные дружеские отношения.

Но совпадение юрисдикции с государственными рубежами, кажется, необязательно?

- Необязательно. В США, например, пятьдесят одна Великая Ложа по числу штатов плюс дистрикт Колумбия. Так распорядились история и американский федерализм. Понятно также, что для более чем трех миллионов масонов в США нужны свои территориально-организационные рамки.

Какие степени посвящения существуют в масонстве и в чем их смысл?

- Сошлюсь на одного из виднейших деятелей русского масонства за рубежом - Михаила Осоргина. Он так охарактеризовал три основные ступени, или три градуса, масонского посвящения: "ученик" - самопознание и самосовершенствование; "подмастерье" - согласование свободных воль в соборной работе; "мастер" - построение идеального храма человеческих отношений. Кроме того, существуют масонские системы высших градусов. Например, Древний и Принятый Шотландский Устав насчитывает 33 степени посвящения.

Масоны высших степеней работают под началом Верховного совета России. Это чисто духовное образование, которое занимается в основном осмыслением наиболее тонких и сложных проблем самосовершенствования личности.

Сколько же в России представителей высших степеней?

- Такую статистику мы не ведем.

Вы как Великий Мастер, вероятно, принадлежите к высшей, тридцать третьей степени?

- Возможно.

Кого можно встретить в российских ложах?

- В духовном плане это люди ищущие. В моральном и этическом - как мы убеждены - искренние и честные. В социальном и интеллектуальном - те, кто уже проделал определенный путь и может предъявить плоды усилий на своем поприще. В общем, как гласит один из критериев принадлежности к масонству, это "люди свободные и добрых нравов". Большинство братьев - состоявшиеся профессионалы. У нас есть ученые, преподаватели вузов, юристы, предприниматели, врачи, чиновники, журналисты, политики, военные.

Много ли политиков?

- Не так уж мало.

Есть ли среди братьев члены правительства, депутаты Госдумы?

- Полагаю, что могут быть.

Считается, что масоны направляют деятельность наиболее влиятельных международных объединений и клубов. Так ли это?

- Действительно, масоны стояли у истоков движений "Ротари" и "Лайонс", которые затем обрели полную самостоятельность. Думаю, что и сегодня среди их активных членов, в том числе в России, могут быть масоны.

Как складывается путь восхождения по ступеням масонства?

- Восхождение по лестнице познания, самосовершенствования и посвящения проходит для членов лож по-разному, в зависимости от индивидуальных качеств и устремлений, от оценок, высказываемых другими братьями. В большинстве случаев с момента посвящения в "ученики" до перехода в следующую масонскую степень - "подмастерье" - проходит около года. Примерно столько же может потребоваться для того, чтобы стать "мастером". В дальнейшем процесс еще более индивидуализируется, так что какой-то общей закономерности не существует.

Занимаясь сегодня возрождением масонства в России, вы, вероятно, обращаетесь к дореволюционному опыту, а также к деятельности русских масонов за рубежом.

- У нас богатая предыстория. Адекватно оценить подъем в русской политической и культурной жизни второй половины XVIII - начала XIX века без учета роли масонства невозможно. По оценкам, до трети образованного слоя того времени составляли "вольные каменщики". И дело, конечно, не в моде или в извечной корпоративности верхов. Масонская идея была одним из ответов на объективные социально-культурные и духовные запросы и, прежде всего, на насущную потребность в просвещении. При этом духовные и интеллектуальные поиски масонов шли в русле глубокой религиозности, что вообще было характерно для российского Просвещения. В отличие от многих европейских просветителей масоны в России не уклонялись в крайний скептицизм и в безбожие.

К масонству изначально примкнули люди самых разнообразных светских званий и политической ориентации. Объединяющая сень лож оказалась выше этих различий. Недаром Николай Бердяев называл масонство "первой свободной самоорганизацией общества в России".

Хочу здесь напомнить лишь несколько наиболее ярких имен: Новиков, Радищев, Петр III, Павел I, Александр I, Суворов, Кутузов, Сумароков, Жуковский, Пушкин, Бенкендорф, Сперанский, Чаадаев, Грибоедов, Пестель, Трубецкой, Бестужев.

В движении декабристов также было немало масонов. Архитектура, живопись, поэзия российского Просвещения буквально пропитаны масонским мировидением. Пушкинский шедевр "Пророк" - классический пример в этом смысле.

То есть можно сказать, что масонство изначально играло в России многогранную общественно значимую роль.

- Конечно. И отчасти поэтому возникали определенные трения с властью, представители которой не могли освободиться от предвзятости по отношению к значению, которое приобрели масонские ложи в обществе. С 1822 года деятельность лож официально находилась под запретом. Многие русские приобщались к масонству за рубежом. Так поступили Огарев, Тургенев, Бакунин, Яблочков и другие.

Лев Толстой?

- Он не был масоном, хотя высказывал интерес и симпатии к братству. В одном из частных писем он признался, что "...сам того не зная, был и есть масон по своим убеждениям". Толстой основательно изучал философию масонства и деятельность российских и зарубежных лож. Отсюда - емкая трактовка этой темы в эпопее "Война и мир".

Говорят о причастности масонов к нарастанию революционной волны в начале ХХ века. В этой связи обычно упоминают многих деятелей культуры, политиков, тех же депутатов Думы нескольких созывов...

- Влияние масонства в интеллектуально-творческой среде тех лет несомненно. Многие известные литераторы и публицисты были членами лож. С политикой дело сложнее. В обеих столицах существовали политизированные организации, принимавшие иногда квазимасонские формы. Таковой была, например, ложа Великий Восток Народов России в которую входили большинство членов Временного правительства, в том числе Керенский.

Что было после Октябрьского переворота 1917 года?

- Большевики, в частности Троцкий, жестко высказывались против масонства и даже призывали Коминтерн бороться против него. Так или иначе, последние ложи в России были официально закрыты в конце 20-х годов.

С этого времени русское масонство весьма активно развивалось в зарубежье, главным образом во Франции. Некоторые из видных эмигрантов, обосновавшихся в Париже, утверждали, что девять из десяти человек их окружения были масонами.

Итак, если "регулярные" ложи в России сегодня, согласно вашим словам, воздерживаются от активного участия в мирских делах, то из чего же складывается их деятельность? Что происходит после произнесения слов "ложа покрыта", то есть "посторонних нет"?

- У любого общественного объединения - партии, клуба или общества "по интересам" - есть своя внутренняя жизнь, огражденная от внимания посторонних. Попробуйте как "непосвященный" проникнуть на собрание иной современной партии, даже самой демократической. Про частные клубы и говорить не приходится. Так что и мы имеем моральное право на свои формы коллективной жизни. Наши "зодческие работы" - это обычно доклады по масонской тематике, которые братья обсуждают на собраниях один-два раза в месяц. Как профессиональный философ могу сказать, что уровень этих дискуссий довольно высок.

Рассматриваются ли в ложах проблемы исторических судеб и возрождения России?

- Внимание лож нацелено лишь на проблемы нравственного совершенствования. Не задача масонства выстраивать концепцию, по которой должна развиваться страна. Хочу вместе с тем отметить, что если первая клятва масона принадлежит Богу, то вторая - Отечеству. Мы безоговорочно привержены принципам целостности нашего государства, нерушимости его границ и поддерживаем законную власть.

То есть демократическую?

- Законную власть. На собраниях Великой Ложи России обязательно звучит российский гимн и присутствует наш российский флаг. Мы - убежденные и последовательные патриоты.

Не могли бы вы рассказать о международных связях Великой Ложи России?

- Они достаточно обширны. Мы поддерживаем официальные контакты с 80 Великими Ложами мира, в частности, с братьями из США, Канады, Франции, других стран Европы, Австралии, нескольких стран Африки...

Есть ли в этом списке страны СНГ?

- Я бы назвал Украину и Молдавию, где в постсоветское время также возникли ложи.

Около семи миллионов масонов в мире - уникальный интеллектуальный и, если угодно, аналитический потенциал. Есть ли у вас свой "ключ" к постижению современной действительности и, в частности, происходящего в России?

- Думаю, что да.

Из чего вытекает эта уверенность?

- Из самой системы взглядов и ценностей, которую мы проповедуем. Речь идет об истинах глубинного, общечеловеческого характера и об имманентных им методах познания - самого себя и вселенной. С этой точки зрения масоны могут относить себя к последователям и продолжателям традиционных, в том числе древнейших, гуманистических учений. При этом постулаты, постигаемые на интуитивном уровне, имеют для масонов большее значение, чем любые позитивистские построения. Масонское учение дает несколько иной взгляд на эволюцию человечества и даже на актуальные события, нежели обычные науки или философские учения.

Может ли принадлежность к масонству войти в конфликт с конфессиональной принадлежностью членов вашего братства?

- Конфессиональность - дело каждого из братьев. Среди нас есть православные, мусульмане, иудеи, но эта тема никогда не поднимается на собраниях "регулярных" лож.

Нередко приходится слышать о "масонской" символике, о неких смыслах и подтекстах, которые привнесены масонами в архитектуру, предметы быта, музыку, речь. Что из всего этого является правдой?

- Правда в том, что в масонском учении исключительно важна роль архетипических понятий и образов, несущих в себе глубинное, первичное знание. Это знание закреплено не только в текстах, но и в определенных символах, а также ритуалах. "Лучезарная дельта", колонна, обелиск, пентограмма - все они по-своему связаны с идеями божества, истины и гармонии.

Далее имеется целый набор предметов, отражающих связь современных масонов с их историческими предшественниками - сплоченными и настойчивыми мастеровыми - зодчими средневековья. Это всем известные молот, циркуль, отвес, наугольник, запон (фартук) и другие. Они также входят в интерьер лож и используются в традиционных ритуальных действиях.

Масоны-архитекторы, масоны-композиторы, художники, литераторы и так далее часто стремились воплотить идеи масонства в своем творчестве. Ими двигали как естественное стремление художников к самореализации, так и желание изменить, усовершенствовать окружающий мир за счет привнесения в него образов, созвучных масонским идеалам гуманизма и прогресса. Облик многих городов, музыка Моцарта, произведения Майкова, Волошина, Пушкина, Гумилева свидетельствуют о неоспоримом и широком присутствии масонской идеологии и образности в мировой культуре.

Эксперты усматривают перекличку с постулатами и символикой "вольных каменщиков" в ряде атрибутов, воспринятых политическими движениями и государственной властью. Упомяну, к примеру, общеизвестную триаду (иногда в чем-то менявшуюся сообразно потребностям момента) "Свобода-Равенство-Братство".

Все же в этом можно усматривать по крайней мере возможность для манипулирования массовым общественным сознанием.

- В масонстве представлено одно из очень многих идейных течений, формирующих материальную и духовную культуру человечества. Дискуссия о художественной и социальной значимости каждого из этих течений никогда, видимо, не прекратится. Могу только заметить, что созидание и гуманизм, заложенные в творческих и иных проявлениях масонства, явно противостоят разрушению или тоталитаристскому подавлению, порождаемым определенными учениями и силами. Мы - решительные оппоненты этих проявлений зла.

Беседу вели Виктор Калашников, Марина Калашникова




Великая Ложа России





В РАЗДЕЛ
Герметическме Тексты
ГЛАВНАЯ САЙТА КАРТА САЙТА



Hermetic Tradition 2001 © Astromagia. Hermetic Texts


Сайт создан в системе uCoz