МИСТИКА. ЭВЕЛИН АНДЕРХИЛЛ "МИСТИЦИЗМ" Само название Ордена розенкрейцеров ДМОРК (Древний Мистический Орден Розы и Креста) предполагает, что такому понятию как "мистицизм" в его Учении уделяется особое внимание. Действительно, мистицизм является основной движущей силой философии и практики розенкрейцерства, поэтому представляется необходимым дать некоторые разъяснения, касающиеся этого понятия. Тем более, что очень часто такие слова как "мистик", "мистический", используются в ситуациях, не имеющих к мистицизму никакого отношения. Мистицизм часто путают с оккультизмом, магией, колдовством, фантастикой и многим другим из этого ряда, что часто представляется в массовой культуре в форме "мистических триллеров". Для приближения к пониманию того, что такое мистицизм, мы начинаем публикацию фрагментов произведений, наиболее достоверно освещающих эту тему. И для начала предлагаем вашему вниманию отрывок из классической монографии по мистицизму Эвелина Андерхилла "Мистицизм". Монография написана в начале 20-ого века, но и сейчас её прочтение может принести много интересных и неожиданных открытий. "...Самые высокоразвитые ветви человеческого рода имеют одну общую характерную черту - тенденцию производить (правда спорадически и часто вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам) странный, но совершенно определенный тип личности; такая личность не может довольствоваться тем, что другие люди называют жизненным опытом, и склонна, как утверждают её недоброжелатели, "отрицать мир ради поиска реальности". Мы встречаем таких людей на Востоке и на Западе, в древнем, средневековом и современном мире. Их единственная страсть - преследование некоторой неосязаемой, духовной цели: поиск "выхода" или "возврата" в то желанное состояние, в котором они могут удовлетворить свою жажду абсолютной истины. Этот поиск составляет смысл всей их жизни. Ради него они с легкостью идут на такие жертвы, которые другим кажутся чудовищными. И косвенным подтверждением объективной актуальности такого поиска есть то, что где бы и когда бы ни появлялись эти люди, их цели, доктрины и методы были по сути своей одинаковы. Их опыт, в итоге, образует мощный корпус свидетельств, удивительно последовательных и нередко объясняющих друг друга; его нельзя не принимать во внимание, если мы хотим оценить энергию и потенциальные силы человеческого духа или же осмыслить его отношение к неведомому миру, который лежит за пределами ощущений. Во всяком человеке рано или поздно просыпается любовь к скрытой за покрывалом тайны Исидой, которую он называет Истиной. У большинства это проходит. Они видят безнадёжность своей страсти и возвращаются к практическим делам. Но другие на всю жизнь остаются преданными поклонниками Истины, они любят её и представляют себе любимый предмет совершенно по разному. Некоторые видят Истину, как Данте видел Беатриче, - обожаемой, но не постижимой, встреченной в этом мире, но зовущей в мир иной. Другим она скорее кажется злой, но неотразимой колдуньей, соблазняющей, требующей платы и, в конце концов, предающей своего любимого. Кому-то она мерещится в лабораторной пробирке, кому-то - в поэтической мечте; одним перед алтарём, другим - в грязи. Крайние прагматики готовы искать её даже на кухне, заявляя, что лучше распознавать её по полезным результатам. И наконец, после безуспешных ухаживаний, скептик-философ успокаивает себя тем, что его дамы вообще не существует. Какими бы символами они не обозначали свой поиск, никто из этих искателей никогда не мог убедить мир в том, что нашёл там, за завесой, Реальность, встретился с ней лицом к лицу. Но если мы можем доверять свидетельствам мистиков - а в их описаниях собственных переживаний чувствуется удивительная убедительность и благая вера, - то им удалось то, что у других не получилось: они установили непосредственную связь человеческого духа, блуждающего, как они говорят, среди вещей материального мира, с той "единственной Реальностью", тем нематериальным и предельным Бытием, которое часть философов называют Абсолютом, а большинство теологов - Богом. Здесь, говорят мистики (и многие, отнюдь не будучи мистиками, согласны с ними), находится скрытая Истина, объект страстного желания человека, единственная приемлемая для него цель поиска. Поэтому они с полным правом требуют от нас такого же внимания, какое мы оказываем первооткрывателям новых земель, куда сами мы не рискнули бы углубиться без нужного оснащения. Мистики - это пионеры духовного мира, и мы не имеем права отвергать ценность их открытий просто потому, что у нас нет возможности или мужества, необходимых для собственных исследований. ...Что же тогда мы в действительности понимаем под мистицизмом? Слово, в равной мере употребляемое по отношению к действиям медиумов и экстазу святых, "культуре интеллекта" и волшебству, мечтательной поэзии и средневековому искусству, молитве и гаданию по руке, крайностям доктрины гностицизма и прохладным рассуждениям кембриджских платоников и даже - как это делает Уильям Джеймс - к высшим стадиям опьянения, очень скоро перестаёт иметь какой бы то ни было смысл. Его использование только вводит в заблуждение несведущих людей, которые приходят к смутному представлению о том, что любая сверхчувственная теория или практика отчасти "мистическая". Поэтому необходимо, насколько это возможно, зафиксировать истинные черты этого явления и напомнить, что мистицизм в своей чистой форме есть наука об окончательном, наука о единении с Абсолютом и ничего более, а мистик - это тот, кто достиг такого единения, но вовсе не тот, кто об этом рассуждает. Не знать о, но быть - вот отличительная черта истинного посвящённого. Трудность заключается в том, чтобы определить точку, в которой сверхчувственный опыт перестаёт быть только практическим и интересным продолжением чувственного опыта - так сказать, расширением границ существования - и вступает в ту безграничную жизнь, где Субъект и Объект, желающий и желаемое есть одно. Два состояния разделяет не чёткая линия, но бесконечный ряд градаций. Посему мы должны внимательно вглядеться во всех пилигримов на этой дороге, узнать, если сможем, причины, побудившие их отправиться в путешествие, карты, которые они используют, багаж, который несут с собой, и конец, которого они достигают. Точно также, как гений в искусстве является предельным воплощением способностей, присутствующих в зачаточном состоянии в каждом человеке, мистика можно назвать предельным воплощением, активным выражением способности, скрытой в каждом представителе человеческого рода, - способности к восприятию трансцендентной реальности. Многие люди за всю жизнь так и не ощущают хотя бы прикосновения этого мистического чувства. Тот, кто влюблялся в женщину и ощущал - как действительно должен ощущать каждый влюблённый, - что за вуалью общего термина "девушка" скрывается чудесная и не выразимая словами реальность; тот, кто влюблялся в природу и видел "ландшафт, озарённый божественным светом", - чарующая фраза для того, кто этого не видел на самом деле, но всего лишь научное утверждение для остальных; тот, кто влюблялся в Святость или, как мы говорим, "испытал преображение", - все они в какой-то момент действительно познали один из секретов этого мира. …Время от времени слышны трубы Скрытых битв Вечности, А затем потревоженный туман безжизненных пространств Вновь стелется вокруг мелькнувших на мгновение орудийных башен. В такие моменты Трансцендентальное Чувство, нахлынувшее из другой "части души", шепчет Пониманию и Ощущениям, что они что-то упустили. Что? Ни много ни мало - тайный план Вселенной. А что это за тайный план? Другая "часть души" понимает его в тишине, таким, как он есть на самом деле, однако может рассказать о нём Пониманию только на символическом языке переводчика - Воображения, другими словами, - только с помощью Видения. …я предлагаю сформулировать, проиллюстрировать и, я надеюсь, обосновать четыре правила, или замечания, которые можно использовать как тест по отношению к каждому, кто претендует на звание мистика. 1. Истинный мистицизм носит активный и практический характер, а не пассивный и теоретический. Это - органичный жизненный процесс, нечто такое, чем действительно занято всё Я, а не то, о чём его интеллект имеет мнение. 2. Цели мистика - полностью трансцендентальные и духовные. Он ни в коей мере не имеет намерения добавлять, исследовать или улучшать что бы то ни было в видимой вселенной. Мистик отбрасывает прочь эту вселенную даже в её сверхнормальных проявлениях. Хотя он и не пренебрегает, как утверждают его враги, обязанностями перед многими, его сердце всегда направлено к неизменному Одному. 3. Это Одно для мистика представляет не только Реальность всего, что есть, но живой и личностный Объект Любви, и никогда - объект исследования. Мистик всем своим существом стремится домой, но его всегда ведёт сердце. 4. Живое единение с Одним - конечная цель мистика - есть определённое состояние, или форма, улучшенной жизни. Его нельзя достигнуть ни путём интеллектуального осознания его благ, ни путём острейшего эмоционального стремления. Хотя и то и другое может присутствовать, этого недостаточно. Необходим трудный психологический и духовный процесс - так называемый Мистический Путь, - влекущий за собой полную перестройку личности и освобождение новой или, скорее, скрытой формы сознания, приводящей Я в состояние, иногда неточно называемое "экстазом", но которое лучше именовать Состоянием Единения. Таким образом, мистицизм - это не мнение и не философия. Он не имеет ничего общего с поиском оккультных знаний. С одной стороны, это - не только способность созерцать Вечность; с другой стороны, его нельзя отожествлять с какими-либо проявлениями религиозной эксцентричности. Мистицизм - это название органичного процесса, который подразумевает совершенное воплощение Любви к Богу, получение бессмертного наследия человека здесь и сейчас, или, если угодно - ибо это означает то же самое - искусства установления сознательной связи с Абсолютом. A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Герметическме Тексты |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |