СИМВОЛЫ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ. РОЗА И КРЕСТ
Роза и Крест в символике розенкрейцеров занимают особое место. Из них составлена эмблема Ордена. Внешний вид этой эмблемы можно увидеть на сайте www.rc.org.ru. В центре золотого Креста изображена красная Роза. В этом символе золотой Крест представляет физическое тело человека и испытания земной жизни. Красная Роза в центре символизирует душу и её постепенный расцвет в цепи последовательных воплощений. Практически любой эзотерический символ помимо первого, достаточно доступного прочтения, всегда несёт в себе дополнительную информацию. Для тех, кому удается читать эту информацию, каждый открытый символ становится источником знаний, силы и вдохновения. Разумеется, что крест и роза как отдельные символы употреблялись не только розенкрейцерами. Представляется достаточно интересным кратко коснуться их использования в других контекстах. Несмотря на свою простоту, крест - один из самых содержательных и основополагающих эзотерических символов. В отличие от многих других культовых символов, которые бытовали в более или менее ограниченном ареале, этот знак был известен почти во всем мире. В древности его носили на груди, подобно позднейшим христианам, египтяне, ассирийцы, этруски, греки, американские индейцы. Одно из основных символических значений креста - обозначение нашего проявленного физического мира. Действительно, крест, связанный с цифрой "четыре", это и четыре стороны света нашего Мира, и четыре времени года, и четыре "первоэлемента" (огонь, воздух, вода, земля). Другая, восточная, интерпретация: крест состоит из вертикальной и горизонтальной линий. Вертикальная линия (принцип ЯН), символизирует активное начало (или ДУХ). Горизонтальная линия (принцип ИНЬ) - пассивное начало (или непроявленная материя, "БЕЗДНА"). Вместе, соединённые в виде креста, эти две линии символизируют проявленную материю или наш проявленный Мир (в том числе и нашу Землю). Следующая интерпретация креста - это символическое обозначение трёх Земных царств. Первое царство, растительное, представляется вертикальным отрезком креста, расположенным ниже горизонтальной линии. Сама горизонтальная линия - животное царство. И царство человека - это вертикальный отрезок креста выше горизонтальной линии. Соединённые вместе эти царства составляют "крест" жизни на Земле. Роза вошла в сокровищницу эзотерических символов позднее креста. Многослойность лепестков розы позволяла использовать её как символ постепенного открытия сокрытого, поступательной эволюции. Не отвлекаясь на другие толкования значения этого символа, рассмотрим только одно, связанное с принципом развития. Ниже приведён фрагмент из книги Рудольфа Штайнера "Как достигнуть познания высших миров". Этот фрагмент хорошо иллюстрирует то, как символ может находиться в прямом соответствии с элементами невидимого мира. В данном случае - как роза может быть связана с развитием духовных способностей человека. В связи с приведённым ниже фрагментом следует заметить, что, согласно общепринятой символике, лотос, получивший большое распространение в восточной традиции, соответствует розе в западной традиции. Напомним также ещё раз, что творчество отдельных мистиков, работающих в русле розенкрейцерства, не всегда выражает официальную позицию ДМОРК, которая закреплена в монографиях Ордена. Тем не менее, знакомство с некоторыми произведениями такого плана может подготовить Искателя к получению в аутентичной информации. Итак, Рудольф Штайнер: ": Чем дальше продвигается человек в своём душевном развитии, тем правильнее слагается организм его души. У человека с неразвитой душевной жизнью он хаотичен и нерасчленён. Но и в этом нерасчленённом организме души ясновидящий может различить некое образование, ясно выделяющееся из окружения. Оно простирается от внутренней части головы до середины физического тела. Оно имеет вид как бы самостоятельного тела, имеющего определённые органы. Органы, о которых здесь прежде всего будет идти речь, воспринимаются духовно вблизи следующих частей физического тела: первый - между глазами, второй - вблизи гортани, третий - в области сердца, четвёртый находится по соседству с так называемой подложечной впадиной, пятый и шестой расположены в области живота. Эти образования у тайноведов носят наименование "колёс" (чакр), или также - "цветков лотоса". Они называются так благодаря своему сходству с колёсами и цветами; но нужно, конечно, помнить, что это выражение следует понимать примерно в том же смысле, в каком обе части лёгкого называют "лёгочными крыльями". Всякому ясно, что здесь речь идёт не о "крыльях"; также и в нашем случае нельзя забывать, что это название имеет смысл лишь в качестве аналогии. У неразвитого человека эти "лотосы" тёмной окраски, спокойны и неподвижны. Но у ясновидящего они находятся в движении имеют сияющие цветовые оттенки. Нечто подобное имеет место и у медиума, но всё же несколько иначе. Здесь незачем касаться этого подробнее. Когда духовный ученик приступает к упражнениям, то прежде всего его "цветки лотоса" просветляются; позднее они начинают вращаться. С наступлением вращения проявляется способность к ясновидению. Ибо эти цветки - суть органы чувств души. И их вращение является выражением того, что человек воспринимает в сверхчувственных мирах. Никто не может созерцать чего-либо сверхчувственного, прежде чем описанным образом не будут развиты его астральные органы чувств" Д.М.О.Р.К. имеет своей эмблемой изображение одной Розы, наложенной на центр Креста, о чём говорилось в начале статьи, но существует несколько вариантов изображения Розы и Креста в различных сочетаниях. Эти изображения отличаются друг от друга количеством лепестков розы, количеством роз, их расположением, их цветом, видом креста. Например, в книге "Тайные фигуры розенкрейцеров" Генриха Мадатануса Теософа, есть изображение шестнадцатилепестковой розы на фоне косого креста. Там же приводится изображение креста внутри десятилепестковой розы. Существует вариант, в котором семь красных роз, образующих круг, наложены на крест. Причём три розы расположены выше горизонтальной линии, а четыре - ниже горизонтальной линии. В силу вышеизложенного можно попытаться понять символику такой фигуры. Вернее, подобрать один "ключ" к пониманию этого многопланового символа. Так, три розы над горизонтальной линией соответствуют трём "высшим" человеческим телам, расположенным выше животного царства и свойственным только человеку (в проявленном мире). Четыре розы под горизонтальной линией - это четыре "низших" человеческих тела. Эти тела расположены ниже горизонтальной линии и имеют аналогии как в растительном, так и в животном царствах. Конечно, символика Розы и Креста не ограничиваются приведёнными здесь объяснениями. И у Розы, и у Креста на разных планах - видимых и не видимых - существует множество граней. И по мере продвижения ученика в его духовном развитии эти замечательные символы будут всё более раскрываться перед ним в своём великолепии. A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Герметическме Тексты |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |