СЕРЖ ТУССЕН ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ БЛАГОТВОРЕНИЕ Как указывает само название этого достоинства, благотворение состоит в том, чтобы творить добро. И наоборот, если человек сознательно причиняет другим зло, то это его качество можно определить как злонамеренность. Но что такое добро? В общем смысле - это всякая мысль, слово и дело, способствующие счастью других. И наоборот, зло - это всякое действие, нарушающее физическое, ментальное или духовное благополучие человека. Если обобщить то, чему учили все мудрецы прошлого по данному поводу, то можно сказать, что благотворение состоит в том, чтобы делать для других то, что мы хотели бы видеть сделанным для нас, и не делать того, чего бы мы не хотели, чтобы они делали нам. Это значит, что если, например, вы не любите своего ближнего, то, по крайней мере, вы должны уважать его и никоим образом и ни по какой причине не должны причинять ему зла. С философской точки зрения труднее делать добро, чем зло; труднее строить, нежели разрушать; по крайней мере, до той поры, пока человек не достигнет достаточного уровня духовной эволюции. Действительно, для творения добра нужны постоянные усилия; они необходимы, чтобы применить наши лучшие качества ради блага другого человека или какого-либо благородного дела. И наоборот, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немногое - достаточно лишь позволить проявиться нашим недостаткам или даже просто оставаться пассивным. Невозможно иметь хороший сад, если регулярно не обрабатывать его и не ухаживать за ним, а это требует постоянной работы. В противоположном случае сорняки быстро заполнят его, испортят, и в конце концов, он исчезнет. Поэтому же благотворение состоит не только в том, чтобы делать добро, но также и в том, чтобы противостоять злу, что выражено в традиционном символе Огненного Меча. Расширяя вышесказанное, можно утверждать, что злонамеренность - это отсутствие благотворения. На первый взгляд это банально. Однако это не так, потому что опыт показывает, что не делать добра - уже зло, тем более, когда мы осознаём, что такое добро и что такое зло. Это понятие присутствует во многих религиях, потому что они осуждают как вольные, так и невольные ошибки. В абсолюте это означает, что не прийти на помощь человеку, упавшему рядом с нами, почти то же самое, что заставить его упасть. Конечно, этот пример может показаться преувеличением, но он объясняет, что делать добро не означает ограничиваться только воздержанием от свершения зла. По той же причине нельзя сказать, что человек благодетелен, только потому что он не злонамерен. Можно быть и нейтральным, но нейтральность не всегда позитивна. Многие стремятся делать добро, но относительно мало людей, способных претворить это стремление в соответствующие поступки. Зато зловредные люди весьма активны в своих действиях, которые являются для них "жизненной" необходимостью и дают выход чувствам. Поэтому кажется, что в повседневной жизни зло преобладает над добром, тем более, что люди очень чувствительны к злу и много о нём говорят. Однако добро, в действительности, гораздо сильнее зла. Превосходство добра над злом можно сравнить с превосходством света над тьмой - где появляется малейший свет, там тьма отступает, и никогда не бывает наоборот. То есть темнота есть лишь отсутствие света. Не обращаясь к крайним проявлениям злонамеренности, которые, к счастью, весьма редки, нужно признать, что этот недостаток человеческой натуры часто проявляется самых безобидных, казалось бы, формах. Вы можете заметить, что простой смертный скорее склонен критиковать своего ближнего, чем воздавать должное его достоинствам. Довольно редки разговоры или споры, во время которых собеседники не злословят по поводу того или иного человека. Злословие имеет многочисленных адептов и влечёт за собой целую свиту злых дел. Ещё хуже в этом смысле клевета, поскольку она питается ненавистью и наслаждается ложью. Как бы то ни было, благодетельный человек никогда ни о ком не злословит и, конечно, никогда не клевещет. Если злословие и клевета сами по себе являются очевидными формами злонамеренности, то находить удовольствие в том, чтобы слушать, как другие злословят или клевещут, также достойно осуждения. Благотворение подразумевает как отказ от подобного "удовольствия", так и выражение своего несогласия выслушивать злобные выпады, направленные против других. Как же следует поступать в подобных случаях? Либо оставить таких собеседников, либо постараться направить разговор в позитивное русло, что, однако, не всегда бывает легко сделать. Естественно, это требует определённого мужества, так как мало кому понравится услышать, даже несмотря на тактичную и вежливую форму сказанного, что человек не возвышается от того, что принижает других людей. И если мы избрали путь служения добру, нужно уметь показать своё моральное отличие и не одобрять своей молчаливой сдержанностью поведение, которое мы осуждаем, помня о том, что "молчание - это знак согласия". В конечном счёте, благотворение есть выражение любви, которую человек может и должен проявлять не только по отношению к дорогим ему людям, но и ко всем другим. Легко любить тех, кто любит нас, рядом с кем мы живём, но гораздо труднее делать это в отношении "чужих". У нас есть склонность выделять группу, к которой мы принадлежим, но эту склонность следует преодолевать. Единственный путь для этого - понять, что все люди - братья, и каждый является продолжением другого. Поэтому добро, которое мы делаем другим, - это добро, которое мы делаем самим себе. Самое возвышенное выражение благотворения - это способность "любить ближнего, как самого себя" - заповедь, которой учил не только Иисус, но и многие другие мудрецы прошлого. Мы должны признать, что эта заповедь превосходит возможности простого смертного и остаётся далёким идеалом. Нужно согласиться с тем, что по причине нашего настоящего несовершенства мы неспособны любить всех, особенно тех, кто сам нас не любит. Останемся скромными в этой области и постараемся хотя бы не причинять зла другим людям не только делом, но и словом. И здесь полное отсутствие ненависти может уже рассматриваться как неразвитая форма любви. Если любовь - самое возвышенное выражение благотворения, то ненависть - самое крайнее проявление злонамеренности. Под её воздействием люди стремятся вредить друг другу и доходят до самоистребления. Заметьте, что это разрушительное чувство свойственно только человеку, так как ни одно животное не может быть носителем ненависти. В крайнем случае оно опасно, но это далеко не одно и то же. Ненависть свойственна человеку, потому что он обладает свободой воли. Поэтому у него есть возможность творить зло до тех пор, пока он не поймёт, что его предназначение - творить добро и выражать в своём поведении все достоинства, присущие его душе, которая в своей основе чиста и совершенна. источник: A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Тексты Розенкрейцеров |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |