СЕРЖ ТУССЕН ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ ЦЕЛЬНОСТЬ Человек должен научиться развивать в себе все добродетели для того, чтобы выразить своё скрытое совершенство, основой которого и является такое качество, как цельность. В абсолюте, человек, не обладающий цельной натурой, недостоин себя и того доверия, которое ему оказывают другие. Конечно, относительно трудно быть совершенно цельным в мыслях, словах и поступках. Причиной этого является то, что обстоятельства жизни подвергают нас многочисленным искушениям и постоянно сталкивают нас с нашим собственным несовершенством. В конечном счёте, эти искушения полезны для нашей духовной эволюции, потому что они ставят нас лицом к самим себе и являются зеркалом нашей нравственности. Поэтому они способствуют постепенному осознанию нами плохого и хорошего в поведении человека. Но что такое цельность? В общем, я скажу, что это уважение к моральным ценностям, в которые мы верим, конечно, если эти ценности содействуют материальному, физическому и ментальному благополучию других. Быть цельным значит жить согласно своим идеалам, когда они не противоречат интересам других людей. И наоборот, не быть цельным значит лгать самому себе, поступать плохо и пытаться оправдывать свои поступки или обманывать тех, у кого меньше опыта. Поэтому очевидно, что цельность не может существовать без честности - добродетели, являющейся проявлением чистой души. Она также близка чувству справедливости, реализуемой нами в повседневной жизни. Поскольку нельзя быть одновременно цельным и нечестным, мы должны определить для себя, что такое честность. В самом простом смысле честность означает уважение к имуществу другого человека и отсутствие стремления к овладению им нечестным путём или обманом. К несчастью, с тех пор как существует мир, всегда были люди без совести, стремящиеся обогатиться за счёт других или присвоить себе то, что принадлежит другим. Это стремление объясняется чаще всего недостатком духовности и, следовательно, неумеренной жаждой обладания материальным. Порой оно исходит из желания человека доказать себе, что он "умнее" того, кого он обманывает, или "сильнее" того, кого он обирает. Как бы то ни было, бесчестность нельзя оправдать, но можно объяснить лишь недостаточной эволюцией или воспитанием определённого человека. Проявление нечестности не ограничивается материальным аспектом. Она может быть также интеллектуальной. Лгать, чтобы переубедить другого, так же бесчестно, как и обкрадывать его. Некоторые люди, используя свою харизму, злоупотребляют ею с той целью, чтобы незаметно внедрить в общественное сознание предвзятые, догматические идеи, будь то в культурной, политической или религиозной сфере. В большинстве случаев эти люди неискренни и бесчестны в своих речах. Как правило, их основной мотивацией является стремление к власти и почестям, что свидетельствует, кроме прочего, об их неуправляемом ego. Эта форма нечестности одновременно скрытна и опасна, так как под покровом искренности и правды она может ввести в заблуждение миллионы людей и поработить их сознание. Многие убеждены в том, что они честные люди и, вполне очевидно, являются таковыми. При этом мы можем задаться вопросом: основана ли их честность на истинной цельности или на страхе перед тем, что произошло бы, если бы они были уличены в бесчестности. И далее - соблюдали бы они законы, если бы знали, что могут их безнаказанно нарушать? В абсолюте, по-настоящему честный человек, находясь в ситуации, когда он мог бы совершать неблаговидные поступки без опасения быть разоблачённым, остаётся, тем не менее, честным несмотря ни на что. Другими словами, он неиспорчен, в самом благородном и мистическом смысле этого слова. Вне всякого уничижительного оттенка неиспорченность является достоинством, естественным для каждого человека. Мы уже говорили, что цельность тесно связана с чувством справедливости, как мы её понимаем на человеческом уровне. Но вы знаете, как трудно быть справедливым, хотя бы потому, что мы сами несовершенны и судим, находясь в зависимости от наших убеждений, которые не всегда бывают обоснованными. При этом есть типы поведения, свидетельствующие об очевидной злонамеренности или сознательном выборе в пользу несправедливости. Склонные к такому поведению люди считают, что "цель оправдывает средства". Совершенно очевидно, что люди, чья этика основана на таких понятиях, являются уже по одному этому людьми аморальными. Справедливый человек никогда не использует своё положение, свою власть или свою силу для того, чтобы заставлять других говорить или делать то, что они осуждают или то, что идёт им во вред. Это требует, следовательно, отказа от модели отношений "главенствующий/подчинённый", когда мы чувствуем, что находимся в преимущественном положении. Очевидно, что любой человек, прибегающий к принуждению для утверждения своих идей, поступает так потому, что неспособен доказать их обоснованность или в душе осознаёт их несправедливость. Человек не может считать себя справедливым, если в нём не живёт постоянная любовь к истине. Поэтому нельзя быть цельным и одновременно лгать самому себе. Проявление цельности не ограничивается поддержанием искренних отношений с другими людьми. Она проявляется также и в том, как мы применяем в жизни провозглашаемые нами принципы. Человек, по причине своих слабостей, более склонен говорить о добре, чем творить его, из чего и родилось выражение: "Делайте то, что я говорю, а не то, что я делаю". Поэтому мы должны стараться жить в наибольшем соответствии с нашими идеями, так, чтобы быть примером для самих себя и чувствовать себя "настоящими" перед лицом нашей совести. Поэтому лицемерие - это не только недостаток искренности в человеческих отношениях. Быть лицемерным значит предавать самого себя и позволять себе поведение, заведомо недостойное, которое мы сами осуждаем у других. Наконец, цельность - это также уважение к данному нами слову, то есть необходимость сдерживать свои обещания, какими бы они ни были. Прежде чем пообещать что-либо, нам следует задуматься и определить в душе и в сознании, действительно ли мы способны выполнить это обещание. Если мы не можем этого, лучше воздержаться говорить или начинать делать что-либо. Конечно, по причинам, не зависящим от нашей воли, может случиться, что мы будем вынуждены отказаться от того, что обещали. Однако, если это станет привычкой, это будет означать, что ненадёжно наше слово и, может быть, и честь. Осознаем мы это или нет, но наступит момент, когда нам не будут больше доверять, и это будет закономерно. источник: A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Тексты Розенкрейцеров |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |