СЕРЖ ТУССЕН ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ АЛЬТРУИЗМ В философском понимании альтруизм является добродетелью тех, кто трудится на благо ближнего или служит человечеству единственно ради внутренней радости, которую они от этого получают. Эта добродетель сама является свидетельством высокой духовной эволюции, так как свидетельствует о внимании человека к своему ближнему. И поэтому настоящие альтруисты относительно малочисленны. Конечно, многие люди любезны, отзывчивы и могут иногда прийти на помощь другому человеку, но редко когда альтруизм становится постоянным идеалом жизни до такой степени, чтобы жертвовать своими собственными интересами и благополучием. А основы альтруизма находятся именно в самопожертвовании и самоотдаче. В отличие от того, что мы могли бы думать, альтруист не обязательно верит в Бога и посвящает себя творению Добра под влиянием веры. Есть атеисты, являющиеся альтруистами, которые, не веря в Бога, верят в жизнь и в самого человека. В их случае эта "нерелигиозная" вера достаточна, чтобы вдохновить их на желание помогать ближнему всякий раз, когда представляется случай. То есть можно быть добродетельным и милосердным, не исповедуя какой-либо религии или какого-либо мистического учения. Здесь более важен интерес к людям и собственное понимание человеческого братства. Речь идёт о степени гуманности, которую достигает каждый человек, независимо от его религиозных, философских или политических убеждений. Как было сказано выше, возможно быть альтруистом и не верить в Бога, не принадлежать к какой-либо религиозной конфессии. Однако быть спиритуалистом означает иметь более широкие горизонты для практики альтруизма. Действительно, если согласиться с тем, что человечество является частью Божественного Замысла и что оно эволюционирует к Состоянию идеала, то можно интуитивно понять, что это Состояние может быть достигнуто только коллективно и с обращением ко всему лучшему из того, что имеется в природе человека. Кроме этого, убеждённость в существовании Бога придаёт трансцендентальное измерение нашей жизни и сообщает ей смысл, недоступный осознанию атеиста или материалиста. Впрочем, вы сами заметите, что вера в своём самом позитивном приложении сама является добродетелью, побуждающей к благотворению. Очевидно, что альтруизму сопутствует щедрость, так же как эгоизм неизбежно ведёт к скупости. Но быть щедрым не значит только давать деньги или материальные блага тем, кому их не хватает. Это значит также дарить им своё время. Каждый знает, сколько людей страдает от одиночества. Некоторые больны и нуждаются в моральной поддержке, другим нужна самая простая помощь, которая нам "ничего не стоит", но которая приносит им большое облегчение. Альтруизм состоит поэтому в помощи тем, кому она необходима, а эта помощь может проявляться в самых разных областях. То есть он состоит во взаимопомощи и готовности к благотворению. Быть альтруистом значит также дарить другим свои знания. Сознаём мы это или нет, но нам всегда есть чему научить других. Это не обязательно чисто интеллектуальное знание из области науки, литературы или искусства. Речь может идти просто о навыках в какой-либо области человеческой деятельности. Поэтому лучше научить другого, как ему действовать для его же блага, чем делать это вместо него. Таким образом мы даём ему возможность отвечать за самого себя. Например, научить людей, живущих в засушливых районах, правильно орошать землю полезнее, чем посылать им продовольствие, хотя одно не мешает другому. В любом случае альтруизм включает в себя передачу другим знаний, способствующих их физическому или духовному благополучию. Альтруизм означает не только давать другому то, в чём он нуждается, идёт ли речь о деньгах, времени, помощи или знании. Он предполагает также способность "не причинять хлопот и забот" другим людям, в частности тем, кто живёт рядом с нами. Альтруист не будет доставлять неприятности или причинять боль другим. Он не затаит злобы на обидчика, но простит его, более того, он направит ему свои позитивные мысли. Конечно, это нелегко ещё и потому, что человек более склонен к негативной реакции, когда он находится в конфликтной ситуации, независимо от того, прав он или виноват. Негативная реакция увеличивает напряжение, а это ещё более уменьшает возможность взаимопонимания. Важно подчеркнуть, что творение добра неотделимо от скромности и безымянности. Не следует хвастаться своим участием в той или иной благотворительной акции или тем, что внесли деньги в какой-либо благотворительный фонд. Извещение о своём благодеянии или некая гордость за него перед другими людьми значительно уменьшает заслугу и даже результат этого деяния, за исключением случаев, когда это делается для того, чтобы побудить других поступать так же и быть щедрыми. Здесь следует уточнить, что Орден Розы и Креста широко участвует в благотворительных действиях не как философская организация, но через посредство своих членов. В соответствии с их идеалами, многие из них отдают свои силы различным гуманитарным акциям - от помощи обездоленным до защиты животных и т.д. В конечном счёте, существует столько же доводов в пользу альтруизма, сколько и причин, побуждающих нас быть щедрыми, предупредительными и благонамеренными. Но сознавать это ещё не значит быть альтруистом. В этой области более, чем в какой-либо другой, практическое применение того, что мы знаем, делает это знание полезным. В противном случае наши мысли, какими бы благородными они ни были, остаются в состоянии теоретических рецептов и только дают нам иллюзию того, что мы являемся добрыми людьми. Одни только добрые намерения недостаточны, так как, если бы люди удовлетворялись только тем, что правильно думали, ничего конструктивного не было бы создано в этом мире. Поэтому альтруизм может существовать только в форме реального действия во благо другого человека. Старое изречение гласит, что "каждый получает по той мере, по которой он отдаёт". И это изречение выражает закон, действующий в жизни каждого человека. По этому закону, который является частным выражением кармы, лучший способ стать счастливым - это сделать счастливыми других. Поэтому, чем более мы альтруистичны, тем больше мы создаём условий для нашего собственного счастья. И наоборот, чем более мы эгоистичны, тем более мрачным мы делаем наше будущее. Это не означает, конечно, что мы должны отдавать с единственной целью получить что-то взамен. Такой расчёт рано или поздно обернулся бы против нас. Как учили все мудрые люди прошлых времён, идеалом является просто отдавать, не надеясь на ответное благо. источник: A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Тексты Розенкрейцеров |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |