СЕРЖ ТУССЕН ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ ДОВЕРИЕ Как и другие добродетели, доверие должно стать частью нашей жизни и неотъемлемым качеством нашей личности с тем, чтобы в полной мере быть проявленным в нашем поведении. Прежде всего нужно научиться доверять себе, потому что у всех нас есть качества, способности, умения и таланты, делающие нас полезными для всеобщего Добра. Многие недооценивают себя и вследствие застенчивости или неуверенности упускают возможности поделиться с другими свои знаниями и умениями. Чаще всего эта застенчивость и недостаток уверенности имеют своей причиной психологическую закрепощённость, являющуюся результатом воспитания или врождённого свойства натуры. Испытывающий такую закрепощённость должен стремиться преодолеть её для того, чтобы проявить свои возможности и обрести большую уверенность в себе. Это является неотъемлемым условием для того, чтобы выявить лучшее в себе и поставить свои таланты на службу ближнему. Конечно, следует развивать уверенность в себе, однако надо быть осторожным, так как её избыток, то есть самоуверенность, становится уже слабостью. Действительно, иметь преувеличенное мнение о своей физической силе, умственных возможностях, психических способностях или же о степени своей духовной эволюции является формой гордыни или легкомыслия. В своих крайних случаях такая переоценка может иметь серьёзные последствия для нас самих или других людей, в частности, когда она приводит нас к деятельности, превосходящей наши реальные возможности. Как и во всём, закон золотой середины должен руководить нашим умонастроением и поведением. В данной области уместно учитывать реальность и одновременно осознавать свои способности и недостатки, что позволит не опьяняться первыми и не приходить в отчаяние от вторых. Это, естественно, требует познания самого себя и умелого руководства процессом самопознания. Вместе с тем мы не должны верить только в самих себя, ведь это привело бы нас к эгоцентризму. Нужно доверять и другим - в среде семейной, профессиональной или другой. Доверяя другим людям, мы позволяем им обрести уверенность в себе, которой им, быть может, недостаёт. То есть мы предоставляем им возможность проявить свою компетенцию и осознать свои способности. Как вы знаете, некоторые люди не доверяют ответственных дел другим под предлогом, что не верят в них. Такое поведение свидетельствует чаще всего о том, что они хотят оставаться хозяевами положения в своей области и боятся быть превзойдёнными учениками. Это эгоистическая позиция, основанная на потребности подчинять или опасении утратить монополию на знание, умение, искусство и т.д. Однако нет ничего более благородного, чем разделить с другими то, что жизнь позволила нам понять и узнать. Недоверие свидетельствует об отрицательном умонастроении, потому что оно всегда сопровождается некоторым подозрением по отношению к другим. Доверие не должно исключать осторожности, иначе оно будет слепым и безответственным. По этому принципу не всё может быть доверено всем, напротив, всегда необходима осмотрительность. Неразумно просить человека сделать то, что превышает его возможности, как физические, так и умственные, потому что это приведёт в конце концов к неудаче. Неосмотрительно говорить на конфиденциальные темы с человеком, в сдержанности которого вы не уверены. Конфиденциальные вопросы налагают ответственность как на того, кто их доверяет, так и на того, кому они доверяются. Здесь я скажу также, что хранить секрет труднее, чем его открыть. Важно уметь верить в других, сохраняя естественную предусмотрительность, но абсолютно необходимо простирать эту веру на человека как на воплощение Божественной Души. Конечно, мы не можем отрицать того, что некоторые люди отличаются недоброжелательным поведением и вызывают недоверие к себе. Но я убеждён, что их меньшинство в сравнении с теми, кто стремится к добру и братству. Поэтому вместо того, чтобы поляризовать это неправедное меньшинство и придавать ему незаслуженное значение, мы должны оставаться беспристрастными и исполненными веры в человечество, которое по самому своему происхождению и предназначению оно должно воплотить на Земле идеал Совершенства и Мира, к которому мы стремимся. Поверим в него и найдём в этой вере желание стать лучше, если верно то, что коллективная душа рода человеческого каждый раз возвышается, когда один из нас делает новый гуманный шаг. Человечество испытывает сегодня большие потрясения экономического, политического, этического, социального и религиозного характера. На первый взгляд эти потрясения могут заставить опасаться будущего и сами по себе выражать упадок человеческой Цивилизации. Но в действительности мы должны видеть в них необходимость глобального пересмотра ценностей, которыми на протяжении прошедших веков руководствовалось человечество, и сам этот пересмотр является отражением значительного прогресса коллективного сознания. Мир значительно эволюционировал, хотя порой нам кажется, что в некоторых областях он регрессировал. Всё больше людей выступает против войн, разных форм фанатизма, очевидного неравенства и бедности целых народов, против катастроф, вызванных неуважительным отношением к окружающей среде. Поэтому, несмотря на внешние проявления, хаос, с которым сталкивается человечество, является выражением переживаемого им посвящения, которое открывает наступление Эры Водолея, Эры подлинной Духовности и Братства. В своём мистическом применении доверие сравнимо с верой. Но что есть вера? Мне кажется, проще сказать, чем она не является, а она не является догматическим верованием в Бога или верованием, наполненным суевериями. Мне не хотелось бы казаться нетерпимым, но приходится признать, что религиозная жизнь многих людей ограничивается кредо, с которым они познакомились в детстве, и с тех пор над ним никогда не задумывались. Поэтому иногда они верят в вещи, противоречащие здравому смыслу. И это вызывает сожаление, потому что вера таких людей, уважаемая и позитивная сама по себе, мешает им, тем не менее, открыть более широкие духовные горизонты. В этом смысле я думаю, что религиозная вера отличается от мистической веры своей природой и своим применением. Первая свойственна религиям и основана именно на вере, вторая же является частью Традиции и обращается к Знанию. С розенкрейцерской точки зрения вера может быть определена как внутренняя убеждённость в существовании Бога, а эта убеждённость основана на сознательном испытании законов, соединяющих нас с Ним, законов, имеющих естественный, всеобщий и духовный характер. Она соответствует внутренней уверенности, обретённой большей частью в процессе учения и практического применения мистицизма. Эта уверенность содержит врождённое измерение, берущее своё начало в нашей душе, степень эволюции которой у разных людей различна. То есть вера является также выражением нашего интереса к духовной сфере. Попутно скажем, что есть люди, изучившие труды классиков религиозной литературы и остающиеся совершенными атеистами. Это означает, что вера является состоянием сознания, определяющегося совокупностью интеллектуального, эмоционального и духовного притяжения, испытываемого нами по отношению к Божественному в той форме, в которой мы Его чувствуем и Его понимаем. Бога не может не быть, потому что весь мир и сама Земля являются творением Создателя. Кроме того, никто не может отрицать того, что Творение является выражением замечательных законов и что оно само отражает Мудрость и Совершенство, непостижимые для человеческого разума. Очевидно, что оно не представляет собой результат случайности, но, напротив, является частью Великого Свершения. И каждое живое существо, и каждый человек имеют своё место и свою роль в этом Великом Свершении. То есть мы должны исходить из принципа, что мы являемся воплощением Бога и что мы постепенно поднимаемся к Его Совершенству - Совершенству, которым мы все обладаем в непроявленной форме. источник: A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Тексты Розенкрейцеров |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |