Карта сайта АСТРОМАГИЯ

СЕРЖ ТУССЕН
ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ


МУДРОСТЬ

В ряду двенадцати достоинств мудрость представлена последней, потому что она содержит в себе все предыдущие достоинства, то есть она является их синтезом. В идеале это предполагает, что мудрый человек обладает такими качествами как терпение, доверие, умеренность, терпимость, отстранённость, альтруизм, цельность, скромность, мужество, миролюбие и благотворение, что требует огромного мастерства владения собой и определённой степени совершенства. Поэтому так редко встречаются люди, которых можно назвать мудрыми. Простой смертный обладает в лучшем случае только некоторыми из этих качеств, что уже само по себе является большой ценностью. Однако человек достоин уважения, как в человеческом, так и в космическом плане, не только за свои достоинства, но и за те усилия, которые он прилагает, чтобы избавиться от своих недостатков, особенно таких, как зависть, эгоизм и гордыня. В этой связи нужно всегда помнить, что кармически наказуемым является не наше несовершенство, а недостаточное усилие на пути к совершенствованию.

Хотя мудрость и является синтезом названных достоинств, никто не станет отрицать, что она неотделима от знания. Именно поэтому невежественный человек не может быть мудрым. При этом надо определить, что мы называем "знанием". С розенкрейцерской точки зрения это не интеллектуальное знание, которым некоторые люди хвастаются и выставляют напоказ, чаще всего под воздействием своего ego. В конечном счете, такое знание всегда относительно, произвольно и ограниченно, поскольку область, открытая для познания, даже в чисто культурном аспекте, бесконечно широка. Кроме того, оно зависит от наших умственных, а не духовных способностей. То есть оно зависит от нашего ума и длится, следовательно, только одну жизнь, тогда как истинное знание является неотъемлемой частью нашей души и вечно пребывает в присущем ей сознании от воплощения к воплощению.

Что такое знание в мистическом значении этого понятия? Согласно вышеприведённым объяснениям, оно принадлежит сфере души. Я скажу, что оно соответствует пониманию космических законов, то есть законов духовных, законов мироздания и природы, проявляющихся в человеке и вокруг него. Знание включает в себя также то, что обычно называют "жизненным опытом", то есть способность понимать превратности жизни и применяться к обстоятельствам. Следовательно, оно предполагает знание человеческой природы в целом и знание самого себя, потому что наши суждения об окружающих часто отражают наши представления о нас самих. Как бы то ни было, настоящее знание обретается не в книгах, какими бы познавательными они ни были, но в уроках, которые нам преподносит повседневная жизнь. Действительно, эти уроки способствуют нашей духовной эволюции, потому что они неизбежно воздействуют на наше духовное сознание и оставляют неизгладимые следы на нашей духовной личности.

Однако и знание, каким бы авторитетным оно ни было, недостаточно, чтобы сделать мудрым того, кто им обладает. Для этого нужно, чтобы оно подкреплялось практическим опытом. В противном случае оно будет ограничено лишь рамками теории и, таким образом, не сможет обогатить нас ни в духовном, ни в материальном плане. Это означает, что мудрость есть практическое применение человеческих знаний из области мистицизма и философии, где слово философия понимается как "любовь к мудрости" или "наука жизни" в зависимости от того, обращаемся ли мы к экзотерическому или эзотерическому определению этого термина. Быть мудрым, в самом благородном смысле слова, это значит думать, говорить и поступать в соответствии со своими знаниями и сознавать, что они соответствуют Божественной Мудрости. Одним словом - выражать в нашем поведении совершенство нашего божественного "Я" как в материальном, так и в духовном планах жизни. А это, естественно, требует очень высокого уровня эволюции.

Поскольку мудрость человека состоит в том, чтобы думать, говорить и поступать в соответствии с Божественной Мудростью, она предполагает владение мыслью, словом и делом. Быть мудрым в своих поступках значит ежедневно следовать правилу: "Делать добро, не заботясь о том, что об этом скажут другие", поскольку "легко судить, но трудно творить". Это значит также не делать за другого то, что он может сделать сам, с тем, чтобы дать ему почувствовать ответственность и побудить его отвечать за себя. В этом смысле иждивенчество в любой области является помощью более или менее продолжительной, но иллюзорной, потому что оно ставит человека в зависимое положение и содействует угасанию его инициативы и активности. В крайних случаях оно развивает у человека лень, поощряя более к требованию им своих прав, а не к исполнению своего долга. В этой связи вспомните слова Пифагора: "Помогать другому не значит делать за него, но делать ради него".

Что мы знаем о мудрости слова? Чтобы ответить на этот вопрос, может быть, достаточно процитировать известное изречение: "Если то, что ты хочешь сказать, не прекраснее молчания, воздержись от слов". В самом деле, будет мудрым не говорить, если то, что хочешь сказать, не представляет настоящего интереса, то есть "не говорить, если нечего сказать". Нужно также уметь молчать, когда тот, с кем мы разговариваем, не способен понять смысла наших слов или может их использовать нам во зло. Не следует вести разговор, в котором собеседники соизмеряются силами, дабы избежать его превращения в словесную схватку, столь же вредную, сколь и бесполезную. В идеале слово должно служить только для выражения созидательных мыслей, для передачи полезных сведений и для общения в атмосфере полной терпимости. Именно так его использует мудрый.

Вполне очевидно, что если человек не мудр в своих мыслях, то он не может быть мудрым в своих словах и поступках, так как то, что мы обычно говорим и делаем, сознаём мы это или нет, отражает то, что мы думаем. Конечно, иногда говорят то, чего не думают, в частности, под воздействием гнева. Но это свидетельствует как раз о недостатке мудрости, и о необходимости учиться управлять своими негативными импульсами, которые выражают негармоничное внутренне состояние. В общем, мы можем считать, что думать мудро - значит делать так, чтобы Бог думал через нас, и осознавать, что это делает Он. То есть быть ментальным зеркалом Божественной Мысли, насколько только человек может её отразить, в самом мистическом смысле этого слова.

Очевидно, что мудрость противоположна безумию. Быть безумным значит иметь недостаток осознания, то есть не осознавать свои слова и поступки, чаще всего по причине умственного расстройства. Но это также означает сознательное действие против другого человека. В крайних случаях человек может использовать свой ум в отрицательных или разрушительных целях, что иллюстрируется формулой "знание без осознания есть разрушение души". Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о некоторых применениях научных открытий, в частности в военной области. Впрочем, мы можем задаться вопросом, почему некоторые учёные используют свои знания во имя зла и разрушения. Чаще всего это происходит потому, что им в огромной степени не хватает гуманности и потому что они действуют под влиянием материалистической концепции жизни. Может быть, также, что они имеют различные психологические проблемы, ведь наличие мощного интеллекта никого не защищает от своих собственных демонов.

Любой человек, независимо от своих верований и убеждений, испытывает некоторое восхищение перед людьми, слывущими мудрыми и часто являющимися таковыми. Почему? Потому что каждый из нас более или менее осознанно стремится стать мудрым. А это стремление само по себе доказывает, что человек, даже несовершенный, чувствует в глубине самого себя желание стать совершеннее. Наличие этого желания свидетельствует о том, что у нас есть душа, которая побуждает нас стать лучше в наших мыслях, словах и поступках. Если это так, то причиной этого является наше божественное происхождение и то, что от жизни к жизни мы эволюционируем к совершенству нашей собственной природы. И в этом смысле наше предназначение состоит в том, чтобы воплотить на Земле Божественную Мудрость, рассматриваемую как Всемирный Разум, который создал вселенную, природу и человека. И мы должны пытаться найти эту Божественную Мудрость в самой глубине самих себя.




источник:
A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis



В РАЗДЕЛ
Тексты Розенкрейцеров
ГЛАВНАЯ САЙТА КАРТА САЙТА




Copyright © 2001 Астромагия


Сайт создан в системе uCoz