СЕРЖ ТУССЕН ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ СКРОМНОСТЬ Скромность является одним из наиболее трудно поддающихся развитию достоинств, так как оно основано на умении владеть своим ego. Естественно возникает вопрос, что же такое ego? С точки зрения психологии оно соответствует нашему объективному "Я", то есть сознательной стороне нашей личности. Иными словами, это "Я", с которым мы постоянно отождествляем себя в состоянии бодрствования. И в этом качестве оно является центром нашей мыслительной деятельности и основой нашей индивидуальности. Поэтому оно является нашей собственной точкой отсчёта и опорой в наших отношениях с другими людьми. Очень трудно отделить ego от нашей внешности. Вы, впрочем, замечали, что, когда мы думаем о себе или о ситуации, в которую мы непосредственно включены, мы видим себя на экране нашего сознания, пусть в течение всего лишь нескольких мгновений. Также вы, конечно, замечали, что, когда мы говорим о каком-то человеке, его лицо постоянно появляется в нашем сознании на протяжении всего нашего разговора. С мистической точки зрения ego соответствует не только нашему объективному "Я". Оно не является исключительно продуктом деятельности нашего мозга и сознательных процессов, порождённых ею. Оно является также отражением нашей души и выражает уровень её эволюции. Это значит, что достоинства и недостатки, проявляющиеся в нашем поведении, являются выражением нашей внутренней личности. Как бы то ни было, ego составляет неотъемлемую часть человеческой натуры. В отличие от того, что утверждают некоторые философские школы, его невозможно истребить. Тщетно также с ним бороться, потому что такая борьба неизбежно приведёт к ситуации противостояния, что только увеличивает его власть. Разумнее относиться к нему со всем нашим вниманием и научиться управлять им. Как? Не позволяя ему диктовать наше поведение, направляя его к позитивным целям, трансмутируя, то есть превращая каждый наш недостаток в его противоположность. Это и является основой Духовной Алхимии, посвятить себя которой должен, в сущности, каждый человек. Гордыня является, конечно, самой "естественной" слабостью ego. Это происходит оттого, что в его природе лежит желание выделиться или быть замеченным. Человеку, наделённому чрезмерным ego, нравится "казаться", область ego - это именно область внешних проявлений. Такому человеку трудно удержаться от того, чтобы не заявить другим о своих достоинствах, способностях и, вообще, придавать себе особое значение в глазах окружающих. Под влиянием ego мы уступаем желанию или потребности привлекать к себе внимание, занимать ведущее положение в разговоре, высказывать своё мнение тогда, когда его никто не спрашивает, показывать своё физическое или интеллектуальное превосходство и т.д. Под его влиянием мы также склонны начинать наши фразы с таких слов, как "я, лично я, что касается меня..." и т.п. Будучи ярко выраженной, эта склонность свидетельствует о главенствующем положении ego и о гордыне. Хотя гордыня справедливо считается недостатком, она, тем не менее, может быть "двигателем" осуществления полезных для общества дел. Многие свершения осуществлялись людьми, не наделёнными скромностью, но обладающими умом и мужеством. Однако из этого не следует делать вывод, что только люди тщеславные способны создавать или быть активными. С мистической точки зрения нет ничего более полезного, чем творить добрые дела не под воздействием ego, но под воздействием самой души. В этом смысле, не желание быть замеченным, признанным или оценённым должно побуждать человека к творению Добра, но то внутреннее удовлетворение, которое он ощущает, когда делает что-то полезное или для другого человека, или во имя какого-то идеала. Вышесказанное делает необходимым одно замечание. Если никогда не следует похваляться своими талантами или добрыми поступками, то вполне естественно испытывать некоторое удовлетворение по завершении какого-либо положительного дела. Это чувство должно рассматриваться не как проявление ego, но как естественная реакция души и свойственного ей сознания. В самом деле, я думаю, что, если бы наши добрые дела не делали нас более счастливыми, у нас было бы меньше мотивации свершать их и творить Добро. Быть довольным собой по окончании трудного дела, осуществлении какого-либо созидательного плана, оказании помощи другому человеку и т.д. не значит быть тщеславным, потому что такие поступки берут своё начало в нашем духовном "Я". Быть тщеславным - значит хвалиться этими поступками и настаивать на признании своих заслуг. Самовосхваление как слабость человеческой натуры является внешним проявлением гордыни. Тщеславный человек не может остановиться, чтобы не говорить о себе, или не хочет помешать тому, чтобы о нём говорили другие, что порой доходит до степени смешного. Подобная гипертрофия ego чаще всего имеет своим источником избыток самоуверенности, это близко тому, что принято называть "комплексом превосходства". Такой человек склонен к преувеличению заслуг, способностей и талантов, которыми он не всегда обладает. И именно это преувеличение делает его тщеславным или претенциозным. Комплекс неполноценности чаще всего свидетельствует о недостаточной вере в себя, но он может быть также выражением подавленной гордыни, что соответствует в таком случае ложной скромности. С философской точки зрения и с точки зрения психологии нежелательно сверх меры подавлять то, что мы считаем недостатком. Лучше допустить его существование, направить его в конструктивное русло и постепенно заменить его противоположным качеством. То есть вместо того, чтобы подавлять своё ego и становиться скромным внешне, лучше позволить ему нормально проявляться, работая над его трансмутацией, или, иначе говоря, превращением. Чрезмерно горделивый или тщеславный человек, в конечном счете, предаёт свою истинную личность. Мы можем справедливо спросить себя, в чём состоит смысл приобретения скромности. Чтобы ответить на этот вопрос, я думаю, лучше всего рассмотреть отрицательное воздействие гордыни на нашу жизнь и наши отношения с другими. Во-первых, она является плохим источником вдохновения в том смысле, что побуждает действовать из расчёта и усиливает таким образом эгоцентрические тенденции нашего объективного "Я". Кроме этого, гордыня несёт в себе зёрна нетерпимости, может быть, и фанатизма, так как горделивому человеку нравится быть всегда правым, и он с трудом признаёт свою неправоту. В крайних проявлениях данное свойство ego толкает людей на взаимную агрессию и убийства. А каждый знает, что войны порождаются стремлением подчинить другого, и это стремление, в свою очередь, основано на притягательности власти и почестей. И наоборот, человек скромный чаще всего миролюбив и избегает конфликтных ситуаций. Лучший способ воспитать в себе скромность состоит в том, чтобы убедить себя в следующем. Чем более значимыми мы хотим казаться в глазах людей, тем менее значимыми мы становимся в глазах Бога. Добавим к этому, что другие часто видят нас такими, какими мы являемся на самом деле. Какими бы ни были наше положение в обществе, наша известность, наши возможности, ум, таланты и т.д., мы остаёмся только человеческой единицей среди миллиардов других. И поэтому каждый из нас - только клетка огромного тела человечества, которая не может существовать независимо от него. В безбрежном мире мы являемся только звёздной пылинкой, только каплей огромного космического океана. Но при этом, если мы и малы как отдельные личности, то душа, воплощённая в нас, способна отразить величие Божественного и быть проводником Его свершений. Единственный способ достичь этого - обрести скромность - добродетель, которая сама является знаком эволюции. источник: A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Тексты Розенкрейцеров |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |