СЕРЖ ТУССЕН ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ ТЕРПЕНИЕ Как и все достоинства, свойственные человеческой душе, терпение содействует нашему благополучию и облегчает отношения с другими людьми. Поэтому терпеливые люди составляют хорошую компанию как для самих себя, так и для других. Прекрасно понимая, что жизнь содержит много непредвиденного, что задерживает время наступления ожидаемых событий или создаёт препятствия, не зависящие от нашей воли, люди, обладающие терпением, умеют ждать и приспосабливаться к обстоятельствам, и это является одной из форм самообладания. И наоборот, люди, не обладающие терпением, раздражаются, когда события разворачиваются не так, как предполагалось, или когда им приходится переживать состояние ожидания в профессиональном или ином плане. И таким образом они нарушают внутреннюю гармонию и вводят себя в отрицательное ментальное и эмоциональное состояние. Очевидно, что терпение связано с тем, какое значение каждый из нас придаёт категории времени. Если считать время основным элементом своей жизни, то разлад с ним может вызывать лишь растерянность. А нетерпение проявляется тогда, когда человек ощущает, обоснованно или необоснованно, что он "теряет время". Мысль о необходимости ожидания или невозможности сделать что-либо в нужный момент приводит нетерпеливого человека в отчаяние, к стрессу и часто к напряжённым отношениям со своим окружением. Вместо того, чтобы относиться к обстоятельствам философски, такой человек отказывается принимать их, противостоит им и создаёт такое соотношение сил, при котором он не может быть победителем. Конечно, никогда не бывает приятно откладывать на завтра то, что можно сделать уже сегодня, но не более ли мудро "встречать превратности судьбы, сохраняя доброе сердце"? Поскольку терпение является достоинством души, то нетерпение является слабостью, порождённой "ego", что, впрочем, лежит в основе всех недостатков человеческой натуры. То есть нетерпение - это неспособность переживать настоящее, особенно когда оно неприятно. Быть терпеливым - значит уметь отвлечься от мысли о будущем, когда сама мысль о нём вызывает у нас сожаление или отрицательное умонастроение в отношении настоящего. То есть это способность трансмутировать ожидание в состояние сознания, при котором нет чувства тоски или "потери времени". Как этого добиться? Для этого нужно забыть все причины, которые могли бы оправдать наше нетерпение, и суметь сконцентрироваться на положительных, созидательных мыслях. Проявление нетерпения не приносит решения, оно не может сократить времени ожидания. Оно свидетельствует, напротив, о нашей неспособности управлять временем или, точнее, нашим объективным его пониманием. Терпение не ограничивается умением ждать, когда этого требуют обстоятельства. Оно состоит также в проявлении настойчивости в том, чем мы занимаемся. В этом смысле - не довести дело до конца - является формой нетерпения. То же касается и торопливости, состоящей в неоправданном убыстрении течения вещей или в слишком быстром выполнении работы, требующей определённого временного ритма. Быть терпеливым - значит не только уметь приспосабливаться к обстоятельствам в форме ожидания, но и уметь строить планы и доводить их до конца, соблюдая сроки, необходимые для их выполнения. Иначе говоря, быть последовательным и настойчивым в том, что мы предпринимаем. Если доведение дела до конца является доказательством проявления терпения, то тем более верно то, что трудное дело требует напряжения воли. В этом смысле для развития терпения ценнее делать то, что нас не привлекает, чем то, что нам нравится. Терпение включает и понятие усилия, так как оно является качеством активным, не имеющим ничего общего с пассивностью. Я убеждён, что то, что легко даётся, имеет малую ценность как в человеческом, так и в божественном плане, в частности в кармическом аспекте. И наоборот, любое действие, требующее мужества, несёт в себе некую внутреннюю силу и возвышает того, кто его проявляет. Терпение является достоинством, которое мы должны проявлять в повседневной жизни, но оно должно являться и неотъемлемой частью любого духовного поиска. Действительно, если мы допускаем, что целью человека является постепенное совершенствование и выражение посредством этого своей божественной природы в своём поведении, то мы должны понять, что этот путь требует времени для своего прохождения. Очевидно, что нельзя стать скромным, терпимым и отстранённым за один день, но именно здесь следует проявлять терпение и не обескураживаться. Лучше думать не об остатке дороги, а о том пути, который мы уже прошли, и о том, чего мы достигли, насколько стали лучше во внутреннем плане. Розенкрейцерский путь, представленный сегодня ДМОРК, также требует много терпения. Учение нашего Ордена состоит из двенадцати ступеней и требует нескольких лет для овладения им. Но велико искушение желать быстрого продвижения по духовной тропе, тем более что современное общество настраивает людей на нетерпение. Однако вопреки тому, что утверждают некоторые торговцы иллюзиями, не существует никакого сокращённого пути в мистицизме. Мы можем даже сказать, что желание идти быстрее противоречит естественному процессу, определяющему эволюцию нашей души. Поэтому следует не ждать чуда, но позволить времени делать свою посвященческую работу, потому что время остаётся лучшим учителем людей. Как воспитывать терпение? Конечно, здесь нет никакого чудодейственного средства, т.к. обретение любого достоинства требует относительно долгого ученичества, пока оно не станет привычкой. Однако мы можем определить два правила. Во-первых, ожидание или задержка являются "пустотой", которую можно заполнить как ментально, так и эмоционально. Поэтому, вместо того, чтобы напрасно нервничать, мы должны найти в себе волю использовать это время для размышления о позитивных вещах или для медитации на философские темы. И, во-вторых, мы знаем, что "кто умеет ждать, получит всё". В материальном или духовном плане нужно довериться Космосу и исходить из принципа, что всё свершается в своё время, именно в тот момент, когда мы готовы извлечь самые полезные для нашей внутренней эволюции уроки. источник: A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Тексты Розенкрейцеров |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |