СЕРЖ ТУССЕН ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ В ДВЕНАДЦАТИ ДОБРОДЕТЕЛЯХ УМЕРЕННОСТЬ Как вы знаете, умеренность является добродетелью, о которой часто говорится в трудах мудрецов. В общем смысле она соответствует золотой середине, на которую человек должен ориентироваться в различных аспектах своей жизни. В области поведении мы называем это качество сдержанностью. Некоторые люди сдержанны по своей природе, темпераменту и характеру, и быть сдержанными для них не составляет никакого труда. Другие имеют склонность к крайностям не только в выборе решений, но и в их исполнении. Такая склонность часто вредит им, потому что она заставляет их искать равновесия в неустойчивых ситуациях, что, конечно же, невозможно. Поскольку сдержанность соответствует золотой середине, она находится между двумя крайностями: расслабленностью и перевозбуждённостью. Известно, что ленивым людям свойственна крайняя пассивность, имеющая своей причиной или отсутствие "настроения", то есть мотивации, или болезненную, в патологическом или уничижительном смысле понятия, бездеятельность. В любом случае они идут на поводу у событий и избирают путь, требующий наименьших усилий. Иначе говоря, их привлекает только то, что нетрудно, они избегают любых обязанностей или не выполняют тех, которые им поручаются. Очевидно, что такое отношение не может принести никакого внутреннего удовлетворения, потому что оно находится в противоречии с душой, которая испытывает постоянное желание действия, получения нового жизненного опыта для продолжения своей эволюции. Можно считать, что такая расслабленность является формой отказа от себя, от других и от самого смысла жизни. В отличие от расслабленности, перевозбуждённость свойственна людям, нарушающим меру в своей потребности быть активными. В основном, это выражается в поведении, в котором преобладают нетерпение и непостоянство. Кроме того, многие из них не могут концентрироваться, "распыляются", они часто неуравновешенны, даже раздражительны, что делает их мало полезными в том, чем они занимаются. Здесь не следует смешивать понятия "быть активным" и "быть возбуждённым". В первом случае человек деятелен и старателен, и чтобы решать проблемы жизни, он нацеливается на главное. Во втором случае он склонен к нетерпению и теряется в мелочах. К этому добавим, что перевозбуждённость вредит не только самому человеку, она тяжело переносится окружением, как в семье, так и на работе или в другом окружении. Как и расслабленность, она является недостатком, с которым необходимо справиться ради своего благополучия и благополучия своих ближних. Вернёмся к понятию умеренности. Поскольку человек является существом думающим, говорящим и действующим, он должен стремиться к умеренности не только в своих действиях, но также в своих словах и мыслях. Очевидно, что невозможно вести себя сдержанно, когда наш разум перевозбуждён. Выражение "привести свои мысли в порядок" весьма показательно, оно свидетельствует о том, что невозможно быть безмятежным при внутреннем беспорядке. То есть основы нашего равновесия следует закладывать в самой глубине нашей личности. Для этого лучше всего начинать день, определив главные цели, и не обращать затем внимания на то, что могло бы нас от них отвлечь. Это требует определённой дисциплины и решения оставаться спокойным при любых обстоятельствах. Здесь необходимо также уметь посмотреть на события со стороны, это помогает не принимать слишком поспешных решений. Сдержанность зарождается в глубине нас, но проявляется в наших словах. Вы замечаете, что манера нашего разговора часто свидетельствует о нашем ментальном, эмоциональном и даже духовном состоянии. Так, перевозбуждённый человек склонен говорить быстро и громко, а человек расслабленный - медленно и тихо. При этом, конечно, есть исключения, объясняющиеся тембром голоса или имеющие психофизиологические причины, связанные с темпераментом человека. Но, как бы то ни было, важно обращать внимание на тон и содержание нашей речи, потому что они очень точно свидетельствуют о нашей глубинной натуре и нашем внутреннем состоянии в данный момент. Поэтому интересно заметить, что ессеи, учение которых, в частности, хранит наш Орден, назывались "братьями, с тихим голосом". Вышесказанное подводит меня к одному замечанию. Нам всем случается повышать голос под воздействием настроения, может быть, даже гнева. В таком случае можно успокоиться, просто заставив себя понизить тон голоса, но для этого нужно стать зрителем сцены и послушать себя со стороны. Если вам удастся это сделать, то сам переход на менее быструю и громкую речь вызовет успокаивающую реакцию. В этом смысле слово не только выражает наши мысли и наше настроение момента. Благодаря ему, мы можем взаимодействовать с нашим ментальным и эмоциональным состоянием. Этот принцип заставляет нас вспомнить мистическую практику вокальных звуков, позволяющих одновременно воздействовать на вибрации, окружающие нас, и на различные планы нашего существа. И если бы мы полностью осознавали значение слова как человеческого выражения Божественного Глагола, мы бы внимательнее относились к тому, что и как мы говорим. Человек способен думать, говорить и действовать, потому что у него есть тело и душа. И у этих двух составляющих нашего существа есть свои потребности, связанные с их природой и функциями. Эти потребности необходимо удовлетворять, без чего невозможно быть счастливым. Однако умеренность в этом вопросе первостепенна и обязательна. Во-первых, каждому известно, что необходимо избегать излишеств, всегда вредных для нашего здоровья. Пить слишком много алкоголя, курить, слишком много трудиться и так далее, все эти факторы вредят нашему общему равновесию и вызывают болезни. К излишествам физического порядка добавим отрицательные последствия чрезмерно негативных мыслей и эмоций. Это ненависть, зависть, жадность, злопамятность и подобные им чувства. Как это теперь признано и официальной наукой, такие мысли и чувства нарушают естественные ритмы наших органических функций и, в общем, весь обмен веществ. В несколько меньшей степени это относится и к стрессу, "хроническим" страхам и тревогам. Благополучие физического тела, достигнутое, благодаря умеренности, недостаточно для счастливой жизни. Без духовности человек не сможет пережить радостей, к которым стремится его внутренняя сущность. Это объясняется тем, что цель его жизни состоит в расцвете его души и в поиске Высшей Истины, даже если он объективно этого не сознаёт. Но и здесь следует проявлять умеренность. Действительно, полностью посвятить себя духовности и изучению мистицизма, отрешиться от своего тела и всего, имеющего отношение к материальному миру, не свидетельствует о здравомыслии и мудрости. Поэтому наш Орден никогда не советовал вести аскетическую жизнь. С розенкрейцерской точки зрения счастье состоит в совершенном равновесии между удовлетворением законных потребностей нашего тела и удовлетворением самых чистых устремлений нашей души. источник: A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis |
В РАЗДЕЛ Тексты Розенкрейцеров |
ГЛАВНАЯ САЙТА | КАРТА САЙТА |